Шут

Шут

Любой театр обязывает приходящих в него постановщиков считаться со своей архитектурой, своей историей, городским контекстом — и отыскивать новые идеи, знаки отличия от других театров. В Шуте все совпало: имя пермяка Дягилева, который заказал этот балет Прокофьеву, либретто по мотивам пермской сказки и тот факт, что Шута в нашей стране ставили всего два раза. (Оба ленинградских спектакля, училищный 1968 года и малеготовский 1975-го, ничего по себе не оставили.)

Под руками Теодора Курентзиса ранний балет Прокофьева засиял в первобытной красе. Художники Сергей Мартынов и Татьяна Ногинова вернули из музейных запасников на сцену оформление Михаила Ларионова. Алексей Мирошниченко подарил артистам звездные партии: Александр Таранов — Шут, Ляйсан Гизатуллина — Шутиха, Сергей Мершин — Купец. Театр получил новую визитную карточку. На гастроли в Мадрид тогдашний интендант Королевского театра Жерар Мортье пригласил труппу именно с Шутом, которого давали целую неделю кряду.

После Шута и поставленных в том же 2011 году Вариаций на тему рококо Мирошниченко начал двигаться от малой формы к монументальной. В редакциях классики он мог, не меняя канонической хореографии, парадоксально заострить визуальный контекст — заставить теней в Баядерке спускаться не с гималайских гор, а со ступеней индийской обсерватории Джантар-Мантар. В авторских работах — Шостакович-проекте и Золушке, Щелкунчике и Шахерезаде — Мирошниченко применял к балету методы «режиссерской оперы»: сочетал старую музыку с новым сценическим сюжетом, тщательно реконструировал избранную историческую эпоху, добавляя краски театральной феерии. Каждый из этих спектаклей — исследование коллективной памяти, происходит ли действие в эпоху последнего иранского шахиншаха или в годы хрущевской оттепели. В трудном деле хореографу помогала труппа и постоянные соавторы, без которых не представить сегодняшний Пермский балет: сценограф Альона Пикалова, художник по костюмам Татьяна Ногинова, мастер сценического света Алексей Хорошев.

смотри также Алексей Мирошниченко
Шут Сергея Прокофьева. Сцена из четвертой картины. Хореограф Алексей Мирошниченко. Фотография Никиты Чунтомова. 2011
Пресс-служба Пермского театра оперы и балета
Вариации на тему рококо на музыку Петра Ильича Чайковского. Хореограф Алексей Мирошниченко. Фотограф Антон Завьялов. 2011
Пресс-служба Пермского театра оперы и балета
В центре Дарья Зобнина — Министр культуры, справа Дмитрий Дурнев — Генеральный секретарь. Золушка Сергея Прокофьева. Хореограф Алексей Мирошниченко. Фотография Антона Завьялова. 2016
Пресс-служба Пермского театра оперы и балета
Картина Царство теней. Баядерка Людвига Минкуса. Хореография Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани, постановка Алексея Мирошниченко. Фотограф Антон Завьялов. 2018
Пресс-служба Пермского театра оперы и балета
Полина Булдакова — императрица Фарах Пехлеви, Георгий Еналдиев — Мохаммед Реза-Шах Пехлеви. Шахерезада на музыку Николая Римского-Корсакова. Хореограф Алексей Мирошниченко. Фотограф Андрей Чунтомов. 2019
Пресс-служба Пермского театра оперы и балета
  • ДРУГИЕ СПЕКТАКЛИ