Любой театр обязывает приходящих в него постановщиков считаться со своей архитектурой, своей историей, городским контекстом — и отыскивать новые идеи, знаки отличия от других театров. В
Шуте все совпало: имя пермяка Дягилева, который заказал этот балет Прокофьеву, либретто по мотивам пермской сказки и тот факт, что
Шута в нашей стране ставили всего два раза. (Оба ленинградских спектакля, училищный 1968 года и малеготовский 1975-го, ничего по себе не оставили.)
Под руками Теодора Курентзиса ранний балет Прокофьева засиял в первобытной красе. Художники Сергей Мартынов и Татьяна Ногинова вернули из музейных запасников на сцену оформление Михаила Ларионова. Алексей Мирошниченко подарил артистам звездные партии: Александр Таранов — Шут, Ляйсан Гизатуллина — Шутиха, Сергей Мершин — Купец. Театр получил новую визитную карточку. На гастроли в Мадрид тогдашний интендант Королевского театра Жерар Мортье пригласил труппу именно с
Шутом, которого давали целую неделю кряду.
После
Шута и поставленных в том же 2011 году
Вариаций на тему рококо Мирошниченко начал двигаться от малой формы к монументальной. В редакциях классики он мог, не меняя канонической хореографии, парадоксально заострить визуальный контекст — заставить теней в Баядерке спускаться не с гималайских гор, а со ступеней индийской обсерватории Джантар-Мантар. В авторских работах —
Шостакович-проекте и
Золушке, Щелкунчике и Шахерезаде — Мирошниченко применял к балету методы «режиссерской оперы»: сочетал старую музыку с новым сценическим сюжетом, тщательно реконструировал избранную историческую эпоху, добавляя краски театральной феерии. Каждый из этих спектаклей — исследование коллективной памяти, происходит ли действие в эпоху последнего иранского шахиншаха или в годы хрущевской оттепели. В трудном деле хореографу помогала труппа и постоянные соавторы, без которых не представить сегодняшний Пермский балет: сценограф Альона Пикалова, художник по костюмам Татьяна Ногинова, мастер сценического света Алексей Хорошев.
смотри также Алексей Мирошниченко