ХХ век установил профессиональную планку: если труппа претендует на высокий класс, она должна иметь в репертуаре балеты Джорджа Баланчина. На постсоветской сцене эту истину одновременно утвердили Мариинский театр и Пермский балет.
Историю пермского Баланчина начали продюсер Дэвид Иден и человек-оркестр Олег Левенков. В 1996 году The George Balanchine Trust одобрил постановку Кончерто барокко, устроив экзамен на аттестат зрелости. Затем пермский театр расширял быстро сложившийся круг «российского Баланчина» и авантюрно выбирал названия, новые для отечественной афиши и редкие для мировой сцены. Так появились Доницетти-вариации, Kammermusik № 2, Monumentum pro Gesualdo, Симфония в трех частях.
Баланчина принято воспринимать как приверженца формального театра, где исключены мелодрама и костюмировка. Пермь представила Баланчина-рассказчика, чьи нарративные балеты неотделимы от абстрактных. Сомнамбула по одноименной опере Беллини стала звездным часом для первых исполнителей, их имена с удовольствием перечисляли рецензенты: Николай Вьюжанин — Арлекин, Юри Хигучи и Алексей Лысенко в восточном танце, Виталий Полещук в роли Поэта и две примы в заглавной партии, Елена Кулагина и Наталья Моисеева.