Марат
Газиев
1924–1988

Марат Газиев
1924–1988

Забытая, но важная фигура в истории советского балета. Марат Газиев попал в один из так называемых туркменских наборов Ленинградского хореографического техникума. Война заставила прервать учебу, вернуться в Ашхабад и устроиться в оперный театр. Получить диплом 23-летний Газиев смог уже в Москве и остался служить в Музыкальном театре, где властвовал хореограф Владимир Бурмейстер.

В Перми Газиев дебютировал абстрактными работами — поставил Токкату Баха и одновременно с Игорем Бельским сочинил балет под названием Седьмая симфония, только взял не Ленинградскую Шостаковича, а «детскую» симфонию Прокофьева. Программа выглядит вызывающе даже по меркам оттепели: не стоит переоценивать передовой настрой советских теоретиков «симфонизма», они сразу вменили автору «непонятное пристрастие к бессодержательному, абстрактному танцу». Зато одобрили равелевское Болеро, которое Газиев поставил в том же 1961 году, что и Морис Бежар. В танцах артистов, с головы до ног выкрашенных морилкой, увидели манифест начавшейся тогда деколонизации Африки. Газиев сомневался: «Скорее всего, это пластика в ее различных проявлениях». Болеро запомнилось единственным случаем в истории театра, когда пришлось бисировать весь балет целиком.

Газиев поставил в Перми 11 балетов и несколько миниатюр для хореографического училища, где он работал после театра — в том числе для ученицы средних классов Надежды Павловой. Сохранилось только Детское па-де-де. Однако именно Марат Газиев сделал Пермский балет не пунктом проката столичного репертуара, а самостоятельным художественным организмом, авторским театром. Его работа еще ждет исследователей.

смотри также Шахматы
Марат Газиев и композитор Александр Фридлендер.
Фотограф не установлен. Середина 1960-х
Из фондов музея Пермского театра оперы и балета

Марат Газиев и Марианна Подкина.

Болеро на музыку Мориса Равеля.

Хореограф Марат Газиев.

Фотограф не установлен. 1961

Из фондов музея Пермского театра оперы и балета

Марат Газиев и композитор Александр Фридлендер. Фотограф не установлен. Середина 1960-х
Из фондов музея Пермского театра оперы и балета
Марат Газиев и Марианна Подкина. Болеро на музыку Мориса Равеля. Хореограф Марат Газиев. Фотограф не установлен. 1961
Из фондов музея Пермского театра оперы и балета
  • ДРУГИЕ ГЕРОИ